Проход по ссылкам навигации > Статьи > Япония > Краткая история возникновения КЕНДО

Краткая история возникновения КЕНДО.


Не для кого не секрет, что современное искусство кендо, которое на настоящий момент практикуют миллионы человек в Японии и в мире, эволюционировало из испробованных и проверенных техник с поля боя. В период Токугава (1603-1867) боевые искусства приобрели новое значение для правящего класса самураев. При отсутствии войн как таковых, воинские искусства изучались как способ саморазвития, где важную роль играли эстетическая и духовная составляющие, а не способность обезвредить или убить. В этот период боевые искусства переживали беспрецедентный подъем – число школ было более семисот.

Японское массовое преклонение перед будо подошло к концу с прибытием «черных кораблей» Коммандора Перри в японские воды в 1853-ем. После нескольких веков добровольной изоляции Япония вдруг обнаружила, что уступает западу как по уровню технологий, так и по количеству огнестрельного оружия. Японцы неожиданно пробудились от иллюзорного чувства защищенности и приступили к возрождению нации путем совершенствования современных технологий и идей, позаимствованных на западе.

Кендзюцу, наряду с прочими будо, рассматривалось как символ изжившей себя феодальной традиции и стало стремительно терять популярность в связи с отсутствием практического применения. Боевые искусства перестали быть неотъемлемой частью общеобразовательной программы, а последней каплей стал указ запрещающий ношение того, что рассматривалось как сама сущность, душа самурая – его катаны. Многие мастера остались без средств к существованию в пустых додзё, и одним из них был Сакакибара Кенкичи. Он был поражен упадком царящим в мире будо, но будучи человеком дела решил предпринять шаги к сохранению традиций. Ему удалось вновь всколыхнуть интерес к искусству владения мечом путем организации публичных выступлений известных мастеров, известных как гекикен когуё (гекикен или геккен – кендо, когуё – выступление). Эта идея была принята с восторгом. Несмотря на дорогие билеты, арена была всегда забита до отказа. По всей стране создавались подобные труппы путешествующих по стране мастеров меча. Уже через несколько лет после начала ресторации Мейдзи боевые искусства были всеми забыты, и только благодаря этим выступлениям к ним вновь вернулась популярность. Не будет преувеличением сказать, что не появись гекикен когуё , и не организуй их Сакакибара Кенкичи, кендо могло бы и не пережить этого периода. Была в таком повороте событий и отрицательная сторона – многие мастера начали отдавать предпочтение броской, но малоэффективной технике, что привело к уходу от истинно духовного подхода к практике и внесло элементы «спортивности».

Выступления мастеров не остались без внимания и для полиции. Боясь заговоров среди них, полиция начала рекрутировать бойцов из их числа для усиления своих рядов. Их использовали в роли тренеров для подготовки новобранцев, а с января 1880 года кендзюцу было уже официально включено в тренировочную программу. Такой поворот событий дал новую жизнь умирающему боевому искусству – в полицейских отрядах Токийской префектуры стали разрабатываться системы ката (базовых форм), а также система ранков. Данная система аттестации просуществовала более 70 лет, после чего в 1953 году ее сменила другая схема, разработанная Всеяпонской Федерацией Кендо.

В январе 1931 в разгар «Манчжурского инцидента» система общеобразовательных школ включила кендо и дзюдо в перечень обязательных предметов в связи с «признанием их полезности в воспитании целеустремленности, патриотизма и тренировки тела и духа». По мере того, как правительство становилось все более милитаристским, к 1942 году оно запретило все западные виды спорта, уделив все внимание традиционным боевым искусствам. В марте 1942-го уроки физической культуры большинства школ фокусировались на кендо, кюдо и нагината ( алебарда для девочек). Кендо в тот период претерпело некоторые изменения, в частности победителем считался тот, кто выиграл первое очко, а не лучший из трех поединков, а синай был укорочен для достижения схожести с размером настоящего меча.

После войны в период оккупации на боевые искусства был наложен запрет, но уже вскоре группы энтузиастов стали бороться за возвращение кендо. В мае 1948-го сосотоялись первые показательные выступления фехтования на мечах и кендо в Токио.

В наше время кендо все еще популярно в Японии и за рубежом. Правда в Японии количество занимающихся уменьшается с каждым годом, в основном по причине роста популярности профессиональных видов спорта, таких как бейсбол и футбол.
Наверх ↑