Айкидо - вопросы и ответы

Каковы правила поведения в додзё?

Подробно о правилах поведения в додзе можно прочесть в книгах Т. Нобуеси и М.Саотоме. Особые правила поведения в додзе существуют потому, что в додзе в отличие от спортзала совершенствуется не только тело, но и дух занимающегося. Строгий регламент поведения позволяет создавать в додзе определенную атмосферу

В некоторых додзе правила смягчены, поэтому там может быть разрешено разговаривать во время практики, заходить и покидать татами без разрешения, и обстановка в таких залах в целом более неформальная. В других же залах дисциплина бывает близкой к армейской, вплоть до денежных штрафов за неподстриженные ногти или грязное кимоно. В идеале в зале должна быть доброжелательная рабочая атмосфера, построенная на самодисциплине, когда каждый занимающийся с ответственностью подходит к своему внешнему виду, уважительно относится к залу и к людям, которые в нем занимаются.

Можно ли не соблюдать ритуал и не делать поклоны на тренировках, если это противоречит религиозным убеждениям человека?

Действительно, иногда людей, пришедших в додзе смущает тот факт, что они должны делать поклоны инструктору, своим партнерам и портрету О-сэнсея. Некоторым это мешает делать их гордость, другим же в этом видится сектантство и идолопоклонничество. В первом случае это обычно люди состоявшиеся, занимающие руководящие должности и привыкшие к определенной субординации. Они зачастую воспринимают нормы поведения на татами как унижение своего достоинства, как неуважение к их заслугам. От них часто можно услышать такие фразы как: «Я плачу за это деньги и не хочу делать то, что мне неприятно», или: «Я никогда не вставал ни перед кем на колени.

Во втором случае речь идет о людях верующих, для которых поклон является частью их религиозной практики. В действительности, поклоны в положении «сейдза» являются ни чем иным как традиционной японской манерой приветствия и выражения благодарности. Аналогом такого поклона в древней Руси были «поясные» поклоны, которые потом трансформировались в легкий поклон, которым люди и сейчас приветствуют друг друга на улице. Если рассматривать поклоны «рей» в этом ключе, то это не должно вызывать противоречия даже у людей глубоко религиозных. Это дань японским традициям, такая же, как и ношение кимоно на занятиях. Так что исключений в соблюдении ритуала не делается.

Стоит однако отметить, что в некоторых додзе действительно существует некий культ личности сэнсея. В таких клубах занимающиеся выполняют роль адептов, а сэнсей берет на себя роль мессии. В идеале в зале должно существовать взаимное уважение между учителем и учениками. Наличие же идеологического давления должно насторожить, так как оно не имеет никакого отношения к айкидо.

Как выбрать учителя и возможно ли его сменить по ходу практики?

Обычно человек, впервые решивший заняться айкидо, выбирает группу по территориальному признаку. Выбирая из близлежащих залов, человек отдает предпочтение тому месту, которое наилучшим образом согласуется с его темпераментом, взглядами на жизнь и представлениями об айкидо. Часто среди преподавателей встречаются личности харизматичные, объединяющие вокруг себя очень разных людей.

Начинающему очень трудно с самого начала определить уровень техники учителя, поэтому он часто полагается не на то, что видит, а на то, что ему объясняют. Многие даже полагают, что если они получает многочисленные и пространные объяснения, то обучение будет им даваться легче. На самом деле, при поверхностном подходе к выбору группы, через какое-то время, с приходом понимания о несостоятельности учителя, встанет трудная психологическая задача – признать то, что время было потрачено впустую, и что необходимо все начинать заново. Для того, чтобы постараться избежать этого, нужно ответственно подойти к первоначальному выбору

Во-первых, сначала нужно собрать адреса и телефоны всех крупных додзе, работающих под патронажем Айкикай Хомбу Додзе. Дальше необходимо прийти и посмотреть на тренировки. О клубе можно многое сказать по старшим ученикам, поэтому стоит по возможности пообщаться с ними, ведь если вы останетесь заниматься, равняться вам придется прежде всего на них.

Во-вторых, вам нужно будет сравнить построение самих тренировок. Следует настороженно отнестись к тем залам, где большая часть тренировок отдана длинным пояснениям, как бы заманчиво это ни казалось, единственный ценный опыт – это опыт, приобретенный на ковре, поэтому чем короче и конкретнее объяснения, тем лучше. Важно обратить внимание на поведение преподавателя, на тренировке он должен быть активен, не только учить, но тренироваться сам
В принципе, в смене учителя нет ничего зазорного. Вот основные причины, достаточно весомые, чтобы сменить учителя: если сам учитель счел необходимым, чтобы вы позанимались у других сэнсеев для расширения кругозора, и если с учителем возникли непреодолимые разногласия и вы разочаровались в нем. Встречаются случаи, когда люди меняют залы в поисках места, где менее жесткие требования к тренировкам или сдаче экзаменов, или в силу собственной гордыни у некоторых учеников появляется иллюзия, что им уже нечему научиться у своих учителей.

Что вкладывается в понятие "сэнсей" в Японии и у нас в России?

В России не существует сэнсеев в том смысле, который вкладывают в это понятие японцы. Конечно, и в России есть люди, которые далеко продвинулись в освоении техники, но они еще далеки от того уровня духовного развития, который присущ сэнсеям из Японии. Основная причина кроется в отличиях наших менталитетов, в том, что мы не способны до конца понять японскую культуру. У нас ученичество никогда не будет существовать в той форме, как это происходит в Японии, а значит, и преподаватель будет исполнять несколько другую роль.

В Японии под понятием «сэнсей» подразумевается не только человек, достигший определенного уровня мастерства в каком-то виде будо, но человек, который своим жизненным путем указывает направление духовного роста. У нас же сэнсеями называют всех преподавателей айкидо из стремления окутать занятия ореолом экзотики и создать некий культ. Даже в Японии настоящими учителями можно назвать очень небольшое количество людей, соответствующих этому званию и технически, и духовно. заново. Для того, чтобы постараться избежать этого, нужно ответственно подойти к первоначальному выбору.

В России айкидо существует всего около 20 лет, и за это время еще не могло «вырасти» ни одного человека, достойного именоваться сэнсеем. В связи с этим хотелось бы, чтобы у российских преподавателей айкидо было больше скромности, и они не настаивали на обращении «сэнсей», взамен привычного для нас обращения по имени-отчеству.

В других боевых искусствах большое внимание уделяется техникам защиты от ударов ногами. Эффективно ли айкидо при атаке ногами?

В традиционной форме айкидо, заложенной О-сэнсеем, удары ногами не рассматривались, поэтому и в современном айкидо этому способу атаки не уделяется особого внимания. Несмотря на это, некоторые сэнсеи отрабатывают различные способы использования принципов айкидо при защите от таких ударов. При достаточной наработке некоторые из приемов айкидо вполне могут употребляться от ударов ногами. Когда человек бьет ногой, то достаточно легко воспользоваться основным принципом айкидо – выведением из равновесия (кудзуси). Таким образом, задача уке значительно усложняется, ведь ему необходимо страховаться стоя на одной ноге, и вероятность травм при таких падениях очень высока. В целом, все принципы айкидо могут быть использованы и при ударах ногами, поэтому заниматься их отработкой иногда бывает полезно для расширения кругозора.

Какую литературу по айкидо стоит прочесть?

Одна из наиболее удачных книг по айкидо написана учидеси О-сэнсея Т.Нобуеси и называется «Этикет и Передача Традиций». В этой книге кратко и четко сформулированы основные позиции айкидо, начиная от философии и этикета и заканчивая практическими рекомендациями к тренировкам. Любой занимающийся, безусловно, должен прочесть книги О-сенсея, второго Досю Киссемару Уесибы и третьего Досю Моритеру Уесибы. В этих книгах основной фокус направлен на философские и духовные аспекты айкидо. Что касается широко известной книги М.Саотоме «Айкидо и Гармония в Природе», то ее трудно оценить однозначно. Саотоме детально разбирает философию айкидо и приводит многочисленные аналогии, которые при поверхностном рассмотрении кажутся убедительными, но не выдерживают более серьезной критики.

За пределами России также выходило немало хороших книг с покадровым разбором техник, которые по возможности стоит найти. Среди них книга К.Тиссье (на французском ), серия книг Моритеру Уесибы (на японском), а также книги Стивенсона о философии айкидо.

Можно ли обучиться айкидо по книгам и видеозаписям?

Различные наглядные пособия могут помочь в обучении при наличии должного количества практики. Хорошая книга может указать путь правильного развития, но она никогда не сможет заменить часов, проведенных на татами. В айкидо существуют вещи, которые можно прочувствовать только через практику и которые не поддаются описанию. Например, по книгам с покадровым исполнением техники можно научиться правильному рисунку приема, но невозможно научиться правильным ощущениям. Но тем не менее для освоения базовых форм видео- и фотоматериалы могут оказать неоценимую помощь, особенно для тех, кто не имеет возможности видеть перед собой хорошего исполнения техники. Очень полезны такие пособия для новичков, так как это помогает им изначально сформировать правильное видение айкидо. Те, кто давно занимается, также могут извлечь пользу из подобных материалов, корректируя отдельные техники или изучая детали приема. Наибольший интерес из доступных видеоматериалов представляют записи семинаров С.Сэки, Т.Миамото, Т.Курибаяси (до 98 г.), а также Моритеру Уесибы.

Какова оптимальная частота и продолжительность тренировок?

Основатель каратэ Киокушинкай М.Ояма сделал своим девизом следующее высказывание: «Тренироваться больше, чем спать!», и в течение многих лет следовал ему. Конечно, такой девиз применим только для тех, кто решил целиком посвятить себя боевым искусствам. Каждый занимающийся должен решить для себя, что он хочет получить от занятий айкидо. Для людей, которые просто хотят соприкоснуться с искусством айкидо, достаточно 2-3 тренировок в неделю, при условии, что они занимаются с полной отдачей. Если же человек хочет заниматься айкидо серьезно, то он должен осознать, что на первом месте стоит количество времени, проведенного на ковре. При этом нельзя перегружаться, потому что при перегрузках в первую очередь страдает качество тренировок. В среднем для серьезных занятий достаточно 5-7 занятий в неделю. Один день в неделю нужно посвящать отдыху, но отдых должен быть по возможности активным. Если Вы занимаетесь у хорошего тренера, то он скорее всего будет постоянно чередовать направленность тренировок. Некоторые тренировки будут направлены на отработку техники, другие на выносливость и так далее. Тем самым нагрузка распределяется равномерно и не возникает избыточного истощения или пресыщения.

Оптимальная продолжительность тренировки для новичков составляет от 1 ч. 15 мин. до 1 ч. 30 мин., из которых часть занимают объяснения. Для старших тренировки более часа не имеют смысла, так как при интенсивном темпе по прошествии часа происходит резкое падение концентрации и возрастает опасность травм. В процентном соотношении 90% тренировки должна занимать практика и не более 10% объяснения и демонстрация техник.

Как можно тренироваться, если нет возможности посещать додзё (на отдыхе, в командировке)?

Заниматься вне додзе можно, даже при отсутствии партнера. Большую пользу приносит соло-практика, когда приемы выполняются с воображаемым партнером. Во время такой практики отрабатывается рисунок приема, появляется осознание траекторий, углов и перемещений. То что в обычной практике выполняется неосознанно, здесь отрабатывается с участием сознания. Если выполнять приемы с «воздухом» по какой-то причине невозможно, то можно просто прокручивать приемы в голове. Часто бывает, что 2 тренировки в неделю в сочетании с регулярной «визуализацией» приемов дает большие результаты, чем одни только ежедневные тренировки. Следующее, чем можно заниматься самостоятельно при наличии партнера, даже не владеющего айкидо, является отработка входов и отдельных перехватов. На природе полезно босиком отрабатывать перемещения на неровной поверхности или попробовать это же выполнить в обуви на различных покрытиях. Из конкретных упражнений стоит особое внимание обратить на упражнение фунакоги ундо, перемещения тэнкан, ирими тэнкан, ирими кайтэн и их вариации. При наличии боккэна можно отрабатывать субури.

Есть ли польза от занятий с партнёрами из других додзё?

При постоянных тренировках в рамках одного клуба со временем появляется иллюзия, что все получается. В то же время при встрече с партнером, занимающимся в другом зале, могут возникнуть сложности. Тренируясь с людьми, которые двигаются и страхуются иначе, можно отработать те приемы, над которыми в данный момент идет работа, чтобы понять, где в них могут быть проблемы. Подобное сотрудничество помогает выявлять скрытые недостатки техники, которые сглаживаются при работе с удобным уке. Несмотря на это, польза от таких занятий возможна, только если оба партнера настроены на взаимный обмен. Если же хотя бы один из партнеров не способен к творческому восприятию ситуации, а желает самоутвердиться, то заниматься бессмысленно. Еще одна ситуация, когда нежелательно заниматься с партнерами из других школ, это когда речь идет о начинающих. Для них столкновение с непривычными движениями создаст путаницу, поэтому заниматься с другими партнерами можно начинать только после наработки базовых навыков.

Что является критерием, определяющим качество тренировки?

Правильным состоянием после тренировки является состояние сильной физической усталости, удовлетворения от проделанной работы и осознание того, как много еще предстоит сделать. Усталость тела не должна распространяться на сознание, оно должно оставаться чистым. В связи с тем, что у всех разные задачи и разное физическое состояние, темп и содержание тренировок не могут быть одинаковыми для всех. Каждый должен подбирать свой индивидуальный ритм, но делать это должен честно, не жалея себя, но и не истощая свои ресурсы сверх необходимого.

Для молодых людей без проблем со здоровьем тренировки должны быть интенсивными, иногда даже до изнеможения, для того чтобы повысить выносливость и подготовить тело к работе в экстремальных условиях, для того, чтобы уметь выполнять технику, когда физических сил уже нет. Слишком часто такие тренировки проводить не следует, так как при постоянном акценте только на интенсивность выполнения страдает сама техника и не происходит ее роста. Часть времени должна уделяться детальной проработке приемов и бросков.

Людям среднего и пожилого возраста нужно заниматься разумно и делать основной акцент на наработку чувствительности и оттачиванию техники. Медленное исполнение техники физически и технически сложнее быстрого, так как выше статические нагрузки и лучше заметны ошибки. В целом тренировочный процесс для таких людей должен быть более осознанным и вдумчивым.

Для чего необходимо изучать укэми?

В первую очередь освоение страховки (укеми) необходимо для того чтобы обезопасить уке от травм. При этом в понятие укеми вкладывается гораздо больше, чем просто кувырки вперед и назад. Укеми – это постоянное «присутствие» в приеме, адекватное реагирование на действия наге, дающее ему возможность отработать прием. Акцент на исполнении техники в ущерб страховке негативно сказывается на прогрессе в айкидо, так как укеми – это по сути действие, обратное движениям наге. Проходя траекторию приема в роли уке, человек имеет возможность почувствовать прием изнутри, проанализировать действия наге и заметить в них недостатки и самому лучше понять, что требуется для цельного проведения приема. Неправильно думать, что исполнение роли уке – это нечто, унижающее достоинство. Например, при неправильно поставленном укеми в долгосрочном периоде у человека образуется целый ряд хронических травм, которые будут мешать ему заниматься.

Существуют разные уровни укеми, высшим из которых является то укеми, которое демонстрируют учидеси Хомбу Додзе. Они могут адекватно ассистировать сэнсеям с различными манерами исполнения техник, у них получается так называемая «естественная страховка». Для начинающих оптимальным является облегченная страховка, когда уке движется легче, чем положено. И только на следующем этапе следует учиться утяжелению. По прохождении этого этапа человек уже должен уметь варьировать и дозировать легкость и тяжесть исходя из веса и уровня партнера.

Как долго нужно заниматься базовой техникой, прежде чем перейти к вариациям?

Базовой техникой нужно заниматься всегда. Вариациями можно заниматься, когда в этом возникает потребность, при этом нельзя забывать, что все вариации строятся на базовой технике, иначе они бессмысленны. Если вариации построены на заимствованиях из других боевых искусств, то айкидо это назвать уже нельзя. В айкидо существует особый вид практики, когда два опытных партнера на попытку одного сделать прием стараются выполнить на нем контр-технику. Вообще, вариации можно рассматривать как разлом стереотипов и спонтанное, нешаблонное исполнение техники. Но существует и неправильное понимание вариаций, когда наге при каждом изменении ситуации меняет прием, маскируя тем самым недостатки своей техники. Он делает вариации оттого, что не способен эффективно и четко выполнить базовую технику на «неудобном» уке. Пренебрежение базовой техникой обычно идет от незнания и неумения ее делать. Поэтому занятия базовой техникой должны занимать основную часть времени, тогда как вариации нужно использовать как дополнительный метод тренировки, но не как основной.

Как следует заниматься с женщинами, детьми и партнёрами, сильно отличающимися по комплекции?

Занятия с женщинами очень полезны тем, кто испытывает сложности в расслаблении во время выполнения техники. Мужчина, занимаясь с женщиной, отрабатывает чувствительность, учится мягкости, тогда как женщина наоборот имеет возможность отработать броски, учиться использовать силу. Для тех, кто давно практикуется, занятия с женщинами учат точно дозировать силу в приеме. То же относиться и к партнерам с большой массой, так как в айкидо все построено на принципах углов и масса не является решающим фактором. Не менее полезны и занятия с детьми. Из-за различий в росте выполнение техники на детях гораздо сильнее нагружает ноги, а также способствует развитию выносливости, так как дети очень быстро восстанавливаются и их тяжело заставить устать. Однако занимаясь с детьми нельзя выполнять приемы, основанные на закручиваниях суставов. Для формирующегося организма такие приемы могут быть вредны.

Что является основным приоритетом в изучении техники?

Основным приоритетом в изучении техники должны быть: тайминг (синхронность), ма-ай (дистанция), скорость и внутренняя уверенность в себе и в своей технике. Обычно в обучении базовой технике развитие идет в несколько этапов. Сначала новичок знакомится с формой и старается скопировать ее как можно чище. Лучше всего на этом этапе заниматься с хорошими уке, которые не препятствуют выполнению техники. Основной критерий, позволяющий сказать, что техника исполняется правильно это легкость движения. На следующем этапе форма должна наполниться содержанием. К тому времени занимающийся уже столкнулся с проблемой выполнения техники на более тяжелых или сильно отличающихся по росту уке. Теперь целью занятий является наработка ощущений и способность чувствовать и управлять партнером. Этот период более длительный по сравнению с предыдущим. Обычно при работе над ощущениями сразу теряется форма. Некоторые утверждают, что ощущения важнее внешней формы и техника не должна быть красивой, но на самом деле правильное движение само по себе красиво, что наглядно заметно в технике сэнсеев Хомбу додзе. На данном этапе уже должно присутствовать восприятие скорости партнера, когда прием делается с той скоростью, с которой произошла атака, либо на опережение. Обычно техника выглядит четко и слаженно, когда она выполняется на скорости, при этом редко кто может выполнить прием цельно на небольшой скорости, когда уке атакует медленно. Высшая ступень развития наступает, когда базовая техника уже целиком «ваша» и по форме и по содержанию. На данном этапе работа идет уже над отдельными моментами, например, дистанцией, ускорением. Важно помнить, что под изучением базовой техники подразумевается не только роль наге, но и роль уке. Изучение укеми – это неотъемлемая часть практики, не менее важная, чем само исполнение приемов.

Если заниматься много лет регулярно и интенсивно, принесёт ли это гарантированный рост техники?

Безусловно, определенные изменения и результаты будут. Любое действие, повторенное огромное количество раз, рано или поздно принесет какой-то результат. Но также нельзя забывать, что ошибки, повторяемые из года в год, приведут только к тому, что они закрепятся навсегда. Для того, чтобы измениться и улучшить технику, нужно нечто большее, чем регулярные тренировки. Необходимы способность меняться, учиться, самосовершенствоваться. Если не подходить к тренировкам с постоянным стремлением что-то в себе изменить, то рано или поздно интерес к занятиям пропадет. Немаловажно и то, на кого человек равняется, работая над своей техникой. Если преподаватель не соответствует необходимому уровню, то роста техники не произойдет даже после многих лет занятий.

Какие медитативные практики используются в айкидо?

Практика медитации пришла в айкидо из дзен буддизма. В Европе большую популярность среди практикующих айкидо приобрела медитация дзазен, которой они занимаются как отдельной дисциплиной. Многих интересует мистический аспект, связанный с медитацией. На одном из семинаров К. Тиссье спросили, сколько времени он проводит в медитации. Он ответил, что около двух минут в начале и в конце тренировки, и что основной медитацией для него являются сами тренировки айкидо. По сути айкидо является медитацией в движении. Но, строго говоря, к медитативным практикам в айкидо относятся следующие упражнения: фуритама (вибрация сомкнутых рук в области дань-тянь), которое проводиться после выполнения торифунэ, и раньше заменявшее разминку; упражнения кокю, заимствованные из тайцзицюань и самая распространенная практика моксо в сейдза. Практика моксо по сути является медитацией зазен, выполняемой в начале и конце тренировки.

Как работать с "ки"?

Когда Сэки сенсей впервые приехал в Москву, ему наряду с многочисленными вопросами задали вопрос о работе с «ки». Ответ сэнсея многих разочаровал, он ответил, что работать над «ки» не надо, а достаточно просто заниматься «кейко». Все решили, что сенсей учит чисто физическому исполнению техник. По прошествии 3-х лет сенсей стал иногда использовать в своих пояснениях понятие «ки». Когда его спросили, почему он вдруг стал говорить о «ки», он ответил, что пока техника еще не сформирована, мысли о «ки» будут только мешать, потому что на этом этапе нет ничего важнее многочасовой физической практики. Когда же человек в результате такой работы достигает определенного уровня, ему можно думать о «ки». Похожие слова встречаются и у О-сэнсея, когда он говорит о необходимости постоянной и изнуряющей практики. Сейчас существуют отдельные направления ки-айкидо, где главный упор делается на работу с «ки», даже у новичков, что идет вразрез с основными принципами занятий айкидо.

Как происходит развитие в айкидо? Есть ли в нём периоды подъёмов и спадов?

В самом начале занятий, в период длящийся до полугода, почти все занимающиеся отмечают состояние некой эйфории от того, что происходит быстрое развитие и человек осваивает непривычные для него навыки. За этот период новичок обычно уже обучается базовым перемещениям, страховке и некоторым базовым приемам. Вполне благоприятно обычно протекает и второй период, длящийся до полутора лет занятий. За это время быстро расширяется арсенал приемов, но происходит и первое столкновение с трудностями. Если у человека к этому времени еще не возникло чувство пресыщенности, то эти трудности преодолеваются относительно легко. К 3-4 годам интенсивной практики человек уже способен достичь уровня техники 1-го дана. Получение черного пояса является серьезным испытанием для всех занимающихся. Для многих это означает окончание работы над собой или вообще уход из айкидо, так как их цель уже достигнута. Для тех, кто преодолевает этот кризис, начинается углубленная работа над собой. С каждым последующим даном визуальная разница в технике становиться все меньше, а к 4-му дану технические навыки должны быть доведены до совершенства. Основные эмоциональные спады обычно проявляются на 3, 5, 7 годы занятий. После 7-8 лет происходит основной выбор – будет ли человек продолжать заниматься айкидо. В этот период многие либо уходят из айкидо, либо начинают все реже и реже заниматься. Обычно те, кто решают бросить, делают это из-за нереализованных амбиций. Постоянная необходимость преодолевать себя рано или поздно отсеивает людей, пришедших в айкидо из честолюбивых помыслов. Желание бросить периодически возникает у всех, но то, как человек справляется с этим желанием, говорит о том, насколько плодотворно идет его развитие в айкидо.

Какие сложности ожидают человека, решившего серьёзно заняться айкидо?

Почти все начинают заниматься айкидо как хобби, но осознав, что постоянные тренировки – это кропотливый труд, предпочитают не углубляться в айкидо серьезно. Помимо этого есть и другие трудности, сопряженные с углубленными занятиями айкидо. Во-первых, это невозможность реализовать свои амбиции полностью. Многих удручает несоответствие своей техники тому уровню, которого они надеялись достичь, или те сроки, в которые происходят желаемые изменения. Во-вторых, многие сталкиваются с проблемами в отношениях с учителем или другими учениками. Иногда в группах, где общий уровень невысок, происходит столкновение амбиций, которые разрешаются не на ковре, а в закулисных интригах. В-третьих, тяжелым препятствием на пути занятий является элементарная лень и боязнь трудностей, и если не воспринимать эти явления как неотъемлемую часть тренировок, то интерес к занятиям быстро теряется. В-четвертых, получение травм является для многих предлогом для прекращения занятий. На самом деле даже из травмы можно извлечь положительный тренировочный аспект, так, например, можно работать над изменениями техники так, чтобы не задействовать травмированный участок. В-пятых, часть людей рано или поздно сталкиваются с непониманием со стороны семьи, требующей прекращения этих «бесполезных» занятий. Однако решающую роль играют все же амбиции. Как только человек перестает испытывать неудовлетворенность собой, его рост тут же прекращается и занятия теряют смысл. В идеале человек должен испытывать чувство постоянного недовольства собой с периодами удовлетворения от удачного исполнения приема или от хорошей тренировки.

Какие травмы наиболее характерны для айкидо? Что нужно делать, чтобы минимизировать вероятность травм?

В айкидо большая часть нагрузки приходится на суставы, что с одной стороны является плюсом, так как прорабатываются и укрепляются почти все группы мышц и связок, но с другой стороны в этом есть и минус, так как при неправильном выполнении техник возможна их травма. Основная нагрузка приходится на колени, отчего могут пострадать мениски и коленные связки, часто происходят переломы или разрывы связок ключицы из-за травм в силу неправильной страховки, большая нагрузка ложится на позвоночник. Из мелких травм обычно происходят различные защемления, выбиваются пальцы рук и ног, страдают запястья. Единственное, что может помочь минимизировать риск травмы – это постоянная собранность в течение всей тренировки, следование указаниям инструктора и полноценная разминка. Статистика травм показывает, что подавляющее большинство из них происходит после окончания тренировки, когда партнеры решают отработать какой-то прием, при этом уже расслабившись и потеряв бдительность. Необходимо постоянно быть психологически готовым к тому, что партнер случайно может причинить травму. Случается, что старшие ученики получают травмы от новичков, оттого что переоценивают свой опыт и слишком расслабляются в приеме.

Каковы особенности питания и образа жизни при активных тренировках айкидо?

Все зависит от уровня нагрузок, так, например, при 3-х тренировках в неделю организм не испытывает особых перегрузок и успевает восстанавливаться. При таких нагрузках нет необходимости менять образ жизни, хотя имеет смысл отдавать предпочтение диете с небольшим потреблением мяса. Плотно поесть можно не позже, чем за 2-3 часа до тренировки, а после нее необходимо выдержать часовой интервал. Если заниматься ежедневно, то количество мяса в рационе должно увеличиться, хотя вовсе не нужно есть его ежедневно. Системы регенерации организма начинают работать в повышенном режиме, поэтому вырастает потребность в целом ряде микроэлементов, которые лучше всего получать за счет сбалансированной диеты, а не через прием витаминных комплексов, хотя в отдельных случаях их прием допустим.

Важно помнить, что организм теряет много влаги во время занятий, поэтому необходимо после тренировки медленно восполнять потерю жидкости, не перегружая сердце и почки. Обычно организм сам подсказывает, в чем он испытывает недостаток, например, потребность в соленой пище может говорить о вымывании солей из организма и недостаточном их восполнении. Человек, тренирующийся в таком режиме, должен регулярно проходить обследования у врача, чтобы не пропустить тревожные симптомы, которые могут быть спровоцированы перегрузками. Помимо питания большие нагрузки повышают потребность во сне, который должен составлять около 7 часов в сутки. Днем полезны прогулки. Последняя категория нагрузок, когда человек занимается ежедневно по несколько тренировок (именно тренируется, а не преподает) требует полного подчинения режима дня и образа жизни тренировочному процессу. Необходимо минимизировать все, что может мешать тренировочному процессу. Пить и питаться нужно часто и понемногу, а свободное от тренировок время проводить с целью максимально восстановить силы. Главное - внимательно относиться к своему самочувствию и не пропустить симптомов переутомления, среди которых: раздражительность, замедленная реакция, озноб, слабость, потеря интереса к тренировкам.

Нужна ли в айкидо хорошая растяжка?

Растяжка в айкидо может служить полезным дополнением, но не является при этом первостепенной целью занятий. В айкидо полезна хорошая подготовка связок и суставов к различным видам воздействий, но иногда люди слишком надеются на гипермобильность своих суставов и пренебрегают правилами страховки. Поэтому у гибких людей травмы встречаются даже чаще, чем у тех, кто не отличается хорошей растяжкой. Что касается качества техники, то не существует никакой зависимости между качеством техники и гибкостью человека, так как в айкидо все построено на обучении тому, как использовать ресурсы, которыми он уже обладает. Каждый должен строить изучение техники исходя из того, какой у него рост, вес, длина рук и ног, какая у него растяжка, модифицируя технику под эти параметры. Отдельное занятие растяжкой не требуется в айкидо, достаточно упражнений разминки и самой тренировки.

Может ли европеец делать технику айкидо не хуже японца?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, европеец вполне способен освоить и выполнять внешнюю сторону техники так же чисто и красиво, как японцы. И этому есть ряд примеров в европейском айкидо. Несколько сложнее обстоит вопрос с содержанием этой формы, но тем не менее и это под силу освоить европейцу, хотя удается это очень немногим. Основные трудности, подстерегающие европейцев, это различия в конституции и отличия в менталитете. Из-за развитости у людей с «западной» комплекцией плечевого пояса они имеют тенденцию полагаться на него, пренебрегая работой ног и бедер. Переключить акцент с плеч и рук на ноги и бедра очень сложно, поэтому многие европейцы используют физическую силу вместо использования силы центра. Тем не менее, если у европейца достаточно упорства и желания научиться, с техникой айкидо у него не возникнет непреодолимых препятствий. По-другому дело обстоит с ментальным аспектом. Познать суть айкидо человеку с европейским складом сознания будет чрезвычайно сложно, поэтому пока еще никому из европейцев не удалось стать учителем в полном смысле слова наравне с японскими сэнсеями.

С каким уровнем кю или дан можно начать преподавать айкидо в России?

В самом начале становления айкидо в России по причине недостатка информации группы открывали люди даже с самими низшими ученическими степенями. С дальнейшим ростом общего уровня нижняя граница степени, достаточной для преподавания, начала расти. Тем не менее даже сейчас нельзя забывать, что уровень кю или дан не всегда отображает действительный технический уровень преподавателя. Нередко встречаются ситуации, когда хорошие навыки преподавательства маскируют недостаточный уровень техники, потому что большинство полагается на то, что им рассказывает учитель, а не на то, что он делает. В идеале человек не должен стремиться к преподаванию, а ставить основным приоритетом собственный рост и развитие. В среднем по Москве группы начинают вести с уровня 1 дан, хотя официально для преподавания необходимо пройти курсы на базе РГУФК и иметь педагогическое образование.

Спасёт ли айкидо в уличной драке?

Это относиться к разряду некорректно поставленных вопросов из серии: «Кто сильнее: каратист или дзюдоист?». Человек либо рожден бойцом, либо нет, и ошибочно полагать, что 15 лет в будо делают из человека бойца. В драке помимо технической подготовки роль играют психологические факторы, такие как готовность дать отпор, и которым нельзя научиться. Нельзя забывать, что айкидо практикуется в условиях, далеких от уличных, поэтому эффективным оно будет только тогда, когда сами тренировки будут проходить в ключе уличной драки, а это противоречит духу айкидо. Часто бывает, что человек, много лет прозанимавшийся айкидо никогда не бывал в уличной драке, так как подсознательно старается избежать конфликтных ситуаций, несмотря на имеющиеся у него навыки. Конечно, много лет занятий будо многое меняют в человеке, но на практике преимущество всегда будет за тем, кто обладает определенной психологической устойчивостью и навыками уличного боя. Для человека, который уже изначально имеет в себе эти качества, айкидо может быть очень эффективной системой самозащиты.


 
 
Наверх ↑