Тело укэ, дух укэ

Журнал «Айкидо Танкю» №33, с.58  «Воспоминания о тренировках» Половину тренировки в айкидо составляет укэми (страховка). В зависимости от того, как выполняется эта страховка, очень заметно меняется и качество тренировки. К чему следует стремиться, чтобы тренироваться более плодотворно? – этот вопрос мы задали сиханам Хомбу Додзё.

С помощью укэми показать искусство своего партнера
Сёдзи Сэки, 7 Дан

(Ведет тренировки в Хомбу Додзё: общие тренировки четверг с 17:30 – 18:30, 19:00 – 20:00; Академия айкидо – первый уровень).
Сёдзи Сэки сихан
На тренировках айкидо работает не только тори, а тори и укэ вместе, помогая друг другу, выполняют один прием. Это важно еще и потому, что невозможно сразу добиться такого движения, к которому стремишься (сразу сделать движение так, как хочется). Нужно стремиться к тому, чтобы тори получал помощь укэ, укэ спокойно и послушно выполнял страховку для него, чтобы постоянно и много заниматься таким образом (накапливать опыт) и понемногу приближаться к такому движению, которое вы считаете идеальным.

Поэтому, на мой взгляд, нужно, чтобы новички, прежде всего, не считали, что когда их бросают – это плохо. Обычно, когда человека бросают, он воспринимает это негативно. Но, чтобы продолжать тренироваться, надо научиться получать от этого удовольствие. Для этого самое главное, чтобы тори не бросал так, чтобы у новичков зарождалось чувство страха. Я считаю, что здесь очень велика ответственность инструктора, который должен внимательно следить за ходом тренировки и сделать замечание, если она становится опасной.

Кроме того, важно, чтобы новички быстро выучили форму приемов айкидо, хотя бы в общих чертах. Если человеку просто говорят «падай», он не поймет, почему необходимо падать, но если делать страховку, связанную с приемом (в соответствии с тем, как проводится прием), то можно осознать, как происходит падение. Если делать страховку только ради страховки, практически невозможно освоить хорошую технику укэми.

В процессе постепенного роста (технического развития), далее нужно научиться страховаться при более скоростных и мощных бросках, с разными людьми. А именно, поскольку страховка происходит потому и только потому, что тори движется, укэ должен двигаться так, чтобы не «убить» (остановить) движение тори. Если делать укэми по одной заученной схеме, невозможно реагировать на движения тори.

В конечном счете, основная проблема здесь заключается в способе тренировки. Если тренироваться за счет физической силы (если оба партнера напрягаются), хорошей тренировки не получится. Это происходит потому, что, раз тренировка идет в форме ката-гэйко (отрабатывается заданная форма), обычно известно, каким будет следующее движение. Поэтому, если человек хочет остановить это движение, сделать это очень просто. Но, если так поступать, невозможно научиться правильному движению. Если бы речь шла только о том, чтобы просто сцепиться с партнером и бросить его, это еще было бы приемлемо, но для того, чтобы научиться технически правильному движению, такая тренировка не годится.

Часто встречаются люди, которые, утверждая, что они делают это для того, чтобы научить партнера, отточить его технику, держат очень сильно (жестко) и останавливают движение партнера, но это нельзя назвать хорошим методом тренировки. Я убежден, что, даже если тело со временем становится все менее подвижным, нужно все равно стараться двигаться. Чем давать много бесполезных объяснений, лучше молча один раз выполнить страховку, и для партнера это будет значительно полезнее. Кроме того, поскольку такие люди сами тоже приходят для того, чтобы самим позаниматься, такая тренировка бесполезна и для них.

Сообразительный человек, наверное, может за день запомнить и два, и три приема. Но это только порядок движений. Однако, даже если знать порядок движений в приеме, ощущение приема можно получить только на опыте, проводя прием и делая страховку. К тому же опыт «послушной» страховки при бросках многих людей, и более, и менее опытных (чем вы), помогает научиться определять, хорошо ли вы сами выполняете броски.

На тренировке нужно уважать своего партнера, и можно, выполняя страховку, дать ему проявить его искусство. Нужно чувствовать своим телом, как партнер выполняет прием, и если это вам понравилось, то впоследствии, когда вы сами будете делать бросок, попробовать найти и применить это движение.

Я считаю, что повседневные тренировки должны быть повторением этого процесса и накоплением такого опыта.

«Контрольный список» улучшения укэми, предложенные Сэки-сиханом

 
1. Прежде всего, сознает ли укэ, что он атакует? (Укэ должен сознавать, что он атакующая сторона) И захват, и удар являются атакой, нападением. Как нет людей, которые хватались бы за пустоту, удар, не достигающий партнера, – это нонсенс. Кроме того, в момент атаки необходимо находиться в наиболее устойчивой и сильной позе (в которой можно вложить максимальную силу), поэтому нельзя начинать атаку, не проверив маай (дистанцию) и положение тела (стойку), не восстановив стойку после падения. Укэ теряет равновесие только после воздействия силы партнера. Нельзя атаковать только для того, чтобы сделать укэми.
2. При захвате за кисть, начинать захват от мизинца и плотно обхватывать руку партнера Если при захвате сила вкладывается в большой и указательный пальцы, захват сразу срывается и техника обрывается. Следует начинать захват от мизинца и плотно обхватывать запястье тори, прижимая ладонь к его руке, при этом тори старается двигаться так, чтобы не сорвать захват, и укэ движется таким образом, чтобы не отпустить руку.
3. Сделав захват, не менять степень приложения силы посреди приема. Если, в то время, как тори начал двигаться, посреди его движения вдруг резко усилить захват, это «убьет» (остановит, нарушит) его движение. Независимо от того, делаете ли вы плотный и тяжелый или мягкий захват, нужно, не меняя степень приложения силы, сохранять такой же захват и следовать за движениями партнера. Если посередине движения усилить захват и остановить движение, это не только мешает тори показать свое мастерство, но и укэ при этом, с того момента, как он начал прикладывать силу, теряет способность быстро реагировать на действия тори.
4. Движение не ограничивается рукой, выполняющей захват, или плечом, двигаться должно все тело. Принимая силу партнера, не следует напрягать плечо и тем ограничивать движение, особенно при выполнении атак типа кататэ-дори или рётэ-дори бывают тяжелые случаи, когда напрягается уже локоть или запястье и движение останавливается там. От места захвата, от точки контакта с партнером полученная сила должна передаваться дальше всему телу. Даже если вы меньше по конституции или слабее по физической силе, необходимо, по возможности, не останавливать силу и не обрывать движения партнера, а «принимать» их всем телом.
5. Место захвата, точка контакта с партнером должны постоянно находиться в поле зрения. Во время выполнения страховки, необходимо стараться смотреть на свой захват или на точку контакта с партнером. При этом следует не концентрировать взгляд только на этой точке, а стараться смотреть так, чтобы поле зрения было широким. Если лицо укэ обращено не в сторону точки контакта с партнером, то тори просто будет делать с ним, что хочет («размахивать им»). Если же сразу повернуться в сторону, в которую пойдет бросок, то страховка произойдет слишком рано («самовольно», безосновательно). Если же стараться смотреть на точку контакта, то центр будет легче поворачиваться в сторону точки контакта, и благодаря тому, что укэ до последней возможности смотрит на точку контакта, он и будет следовать за движениями партнера до тех пор, пока это не станет невозможно.
6. Не делать страховку небрежно. Говоря о «небрежной страховке», я имею в виду ситуацию, когда, например, при исполнении приема сихонагэ, укэ ожидает только сихонагэ и двигается сам («самовольно», независимо от партнера, без связи с партнером). При этом, если партнер что-то изменит, укэ не сможет среагировать. С любым партнером нужно работать серьезно и сосредоточенно, каждый раз (на каждом приеме) не ослабляя концентрации, и таким образом развивать и обострять свою чувствительность.

«Воспоминания о страховке»

Когда я, в молодости, только поступил на работу в Хомбу Додзё, я старался как можно больше страховаться у разных сэнсэев и настраиваться на то, чтобы уметь сделать страховку всегда, когда бы меня ни вызвали, и для этого старался больше двигаться. Ощущения при броске очень сильно отличаются у каждого сэнсэя. Эти ощущения до сих пор свежи в моем восприятии.
Досю К.Уесиба и укэ С.Сэки
Досю К.Уесиба и укэ С.Сэки

Много мне доводилось страховаться и у сэнсэя Кисабуро Осавы (9 Дан). Это трудно выразить словами, но при этом у меня возникало впечатление отсутствия малейшего столкновения и абсолютной четкости и ясности.
Демонстрация К.Осавы сихана в Токио, 1979 г
Демонстрация К.Осавы сихана в Токио, 1979 г

Конечно, делать страховку трудно. Не известно, какой будет прием и как он будет сделан, а на него нужно реагировать телом. Однако благодаря этому остаются полученные от каждого сэнсэя ощущения, которые иначе получить практически невозможно. Поэтому и я сам всегда стараюсь как можно больше бросать людей, которые приходят на мои тренировки.
С.Сэки сихан в Коинобори Додзё, Москва 2009
С.Сэки сихан в Коинобори Додзё, Москва 2009

Перевод с японского Елены Щукиной, редакция Карповой Марины - Коинобори Додзё

источник: http://shojiseki.com
 

 
Наверх ↑